Весенний Кавказ 2007

р.М.Лаба, Уруштен, Белая (Краснодарский край и республика Адыгея)

28 апреля - 9 мая 2007 г.

Начался водный весенний марафон и много различного турья рвануло на Кавказ за поиском приключений и воды. Именно поиском т.к. водники на Кавказе представляют собой просто броуновское движение. Нет на одной реки воды – едут сразу на другую, благо вдоль большинства рек идут дороги и практически у всех групп есть машины сопровождения. Но мы особенные, у нас не было ни машины сопровождения, ни дороги. Но обо всем все по порядку.

28 апреля. Рабочая суббота. Сидя на работе, народ начинает отсчитывать часы до конца рабочего дня и до посадки в поезд. Некоторые уже, в принципе, не хотят работать и не идут ни на какие совещания с боссами, рискуя получить за это нагоняй. Я в это время сижу дома и собираю рюкзак. Собираю долго т.к. в предыдущий день был на свадьбе у моих друзей…

За час до отправления все подтягиваются к вокзалу и, как полагается кто-то что-то забывает. В этот раз забыт был надувной коврик и владелец, обнаружив это, помчался к себе в офис за ним. Успел. В последнее время поездка на Кавказ оборачивается мне 61 поездом. В этом году уже 3 раз еду на нем. И как всегда жуткие проводники, которые начинают мозги поласкать уже на перроне: длина труб не такая, вес рюкзаков не такой. Вообще проводник в этот раз был просто послан сразу и надолго без церемоний. Времяпрепровождение в поезде было замечательным как всегда. Т.е. как всегда в поезде пили (вроде даже немного как мне показалось). В вагоне ехала еще одна группа, которая всю дорогу травила байки нам и опять же, конечно, с нами пила.

Ну вот и Армавир. Город с первого взгляда довольно уютный, как и гостиница, в которой мы переночевали. На утро приехала еще одна группа, с которой мы и забрасывались до М.Лабы на ПАЗике. В этот раз связались с госконторой, которая нас забрасывала. И пожалели. Водила их Подгорный Виктор Иванович оказался полным *удаком. Все три раза, которые он с нами катался, все три раза был постоянно чем-то недоволен и никак не хотел с нами находить общий язык. Из-за него мы не смогли доехать до места встречи с ГАЗ-66, чтобы продолжить заброску. Поэтому пришлось еще нанимать «буханку», которая моталась от автобуса к грузовику, перевозив вещи и нас. Сорок минут поездки в открытом ГАЗике и мы на месте – стоянка в 1 км за кордоном «3 рота». Стоянка просто обалдеть: и навес, и стол с лавками, и коптильня, и крытый туалет системы «очко». Офигеть!

Сразу с места в карьер начали собирать каты. В этот раз я иду полноценный поход на двушке (до это всегда ходил только на четверке!). Сажают меня на левый баллон (всегда ходил на правом!). И капитан у меня девушка (!!!). В общем что и как будет река покажет. А пока никак не получается собрать кат, хотя рафтмастер должен собираться без проблем. Время обеда. Время питья и песен. После этого кат собрался в момент!

1 мая. Первый сплавной день. Точнее, первый день обносов. Я рвусь идти Третью роту, капитан дает отбой. Говорит скоро Поросенок, там все ОК там и будет наш первый порог на М.Лабе. Я подчиняюсь и иду вставать на страховку. Четыре из шести катов проходят вторую часть порога. Первую все обносят – лежит дерево. Посмотрел, как идут люди, которые сидят на рафтмастере и думаю, что обнос всего порога более разумное решение.

Через 2 часа все отходят от Третьей роты и направляются к Поросенку, который через 400 метров. Ходили все ходили, смотрели, как лучше идти и здесь адмирал говорит, что обнос неминуем. Малая вода дает о себе знать. Порог по такой воде не представляет собой особого интереса, а на очередное дерево можно попасть с определенными последствиями. В общем, опять нехилый обнос. Перекус и идем до Темного. Там опять дерево. Но здесь в бой идет пила, и дерево отправляют в низ по течению. Через сто метров это дерево ложиться поперек русла. Ну и фиг с ним, обойдем. Т.к. время вечернее решено, что ночевка будет возле этого порога. Вечером ужин, гитара и день рождения у одного из участников нашей группы. По этому поводу появляется неожиданно вискарь, хорошая водка и т.д. Я, точно не помню, как дошел до палатки, говорят, что расстояние в 30 метров от костра до ночлега мне удалось преодолеть ни сразу. Некоторые же на утро принимали какие-то таблетки для поддержания духа.

2 мая. Проходим Темный и Засаду без проблем, доходим до стрелки с Уруштенем. Видим там еще группа на УАЗике приехала. Дальше обед и пешка до стоянки вверх по течению. Где-то 1,5 км до нее, но вверх. Дальше – больше. От лагеря до начала сплава по Уруштену еще идти просто до фига. Сколько фига никто точно не знал. Колебалась цифра от 2 до 5 км. Идти надо. На пути две переправы. Благо, когда я шел уже все было готово, чтобы каты на спасконцах перетащить на другой берег ручья. Ну а дальше идти-идти-идти. Вечерело, темнело, холодало, дождливело. Мат с уст уже не сходил. На нем разговаривали. Особенно в моменты, когда спрашивали по рации как долго еще идти и не получали ответ. В 21 все собираются в лагере. Замерзшие и промокнувшие. И здесь я радовался как хорошо, что не стал переодеваться из сплавного в сухое в середине дня. Меня это спасло от исчезновения большинства сухой одежды. Ужинаем и все довольно расходятся спать. Завтра рано вставать, завтра тяжелый день, завтра Гранитный каньон…

3 мая встретил нас снегом. Никуда не охота идти, тем более не охота одеваться в холодную и мокрую гидру. А надо! Крики и вопли при одевании стояли просто обалденные, как будто проводились какие-то пытки. Через час все стоят выше Гранитного у Порога Колизей. Все свои суда аккуратно готовят к испытаниям. Команда по коням (т.е. по катам) и мы идем. Все идут парами. Мы с напарником в первой связки идем с катом адмирала. Но в Колизей уходим уже в другой связке и ослушиваемся указания адмирала, уйдя не в ту протоку. Дальше перекус и Гранитный. Первые две ступени проходились сначала разведкой по берегу адмиралом, далее прохождением связками, после чего по рации сообщалось, что может идти следующая связка и т.д. Третью ступень решил страховать с берега (а в последствии и с воды), а также пофоткать и заснять на видео. Первый идет адмирал. Итоговая цель 3 ступени не налететь на «петуха», который может поиметь кат. Адмирал справляется с этой, хотя и выходит из ступени кормой вперед. На входе в ступень две бочки – в которые ушел кат адмирала. Взял на заметку себе и вслед за главным пошел наш кат. Первую бочку пробили без проблем, а вот во второй нас держало долго и упорно, но мы с напарником выкрутились. Далее проходим все без проблем, но выходим… тоже кормой вперед. В общем, у всех так и получилось, кроме одного ката. Оценка от адмирала – всем незачет, кроме одних. Дальше четвертая ступень. Обносим ее и решаем, что пятую идем завтра.

4 мая. Вода спала. И появились шансы пройти 4 ступень. Но сначала идется пятая. Проходят часть народу пятую, а дальше адмирал принимает решение, что он идет 4 ступень. Готовиться страховка с воды (кат между 4 и 5 ступенью и после 5), пассивная страховка двумя концами, а также фото-видео. Т.к. у главной бочке довольно много народу уже столпилось решаю, что пойду снимать у второго «троллейбуса». И так кат тритоновского происхождения появляется в поле зрения. Огибая первый «троллейбус» почему-то кат наклоняется креном влево и левобалоний гребец оказывается по пояс в воде. Это очень хорошо видно на фото, который я сделал. Дальше в таком не понятном положении кат вбивается и как бы огибает второй «троллейбус». Левому гребцу, который уже находится под водой, но в упорах приходиться отстреливаться и уходить самосплавом… В это время адмирал сидит (хотя положение, которое он занимал сложно назвать этим словом) на катамаране, который не хочет уходить со скалы обдумывает дальнейшие действия. И так самосплавом уходит один из членов экипажа и попадает в заварную бочку, в которой его начинает поласкать вокруг как горизонтальной, так и вертикальной оси. 1, 2, 3, 5 с – его не вымывает. Где-то на 10 секунде он все-таки уходит из бочки, дальше брошенные спасконцы и человек на берегу. Адмирал же решает, что ему надоело сидеть на катамаране и кричит, чтобы я ему помог. Я бросаю фотик и быстрее к нему, забираюсь на камень, подаю руку и… совсем немного не хватает, чтобы достать его. Пытаюсь чуть ниже спуститься, но начинаю совсем скатываться к воде (и здесь ставлю себе неуд т.к. у меня расстегнуты каска и расстегнут спас, вроде типа я фотограф и не обязательно было все застегивать), приходится лезть резко вверх. Кричу, чтобы адмирал бросал на хрен кат и пытался чуть выше залезть. Он выходит из упоров и отталкивается от ката, я его хватаю за руку, адмирал на камне. Дальше он во всю мочь кричит где его напарник и видит, что ему показывают, что напарник на берегу. Все, слава Богу, обошлось.

После первых впечатлений надо пройти еще 3 катам 5 ступень, поэтому я иду вставать на пассивную страховку в конце ступени. Стою жду, мимо проплывает весло, а через 10 минут кричат сверху, что в третьей ступени на "петух" налетела четверка и ее разобрало пополам, часть ее выловили выше. Сразу же из нашей команды часть народа бежит верх выяснять все ли в порядке и не нужна ли помощь, я стою постоянно с морковкой мало ли кто поплывет… Но скоро отбой по рации дают, все нормально, все живы и на берегу. Проходят наши каты, собираемся вместе и проходим еще один порог. Ближе к стоянке группа вылавливает 2 весла, которые потеряли разные группы и возвращаем им через пару часов.

Дальше обед, сбор лагеря и мы уходим к Никитино, преодолевая порог Слава и прощаясь с группой, которая разбила четверку. Уруштен впал в М.Лабу, всё, порог больше нет на нашем пути. Расслабон полный, кругом красотища неописуемая, мы с напарником плывем, травим байки, дурачимся. Кстати, о моем капитане. Это самый лучший капитан из тех с кем мне приходилось ходить!!! Спасибо тебе огромное за компанию, напарник!

5 мая за нами приезжает дядя Витя на своем чудо-ПАЗике. Скоро он опять нарывается на какую-то грубость, даже не помню из-за чего, но нарывается. Переезжаем на Белую, в Гузериппль (мы его прозвали Гузерпиппл) через Майкоп. По дороге покупаем много-много пиво и поэтому приходиться делать несколько технических остановок. Проезжаем мимо Гранитного каньона, выискиваем Горку с Пригорком, останавливаемся возле Кишей, смотрим прохождение двумя катами их. Решаем с напарником – идем обязательно!!! Встаем за 1,5 км не доезжая Гузерипля у памятника воинам, собираем каты, попивая пивко… Вечером приходит коллега-турист и рассказывает как он проходил сегодня маршрут, сколько народу киляется на Топорах и все такое. Говорил и пил много. Не уходил тоже долго…

6 мая открыл для себя Белую. Вода ниже среднего (хотя 3 назад был паводок), поэтому Театральный и Топорики пролетаем незаметно. У Топоров правая протока закрыта, левая – 100% киль. Обнос. Ну и, наверное, для многих долгожданные Киши. Да, по нашей воде этот порог становиться намного легче и мягче, но это все равно Киши о которых знают все туристы водники. Поэтому как и полагается все виды страховки, фото-видео. Все каты проходят по два раза, мы с напарником тоже. Первый раз кормой вперед входим котел первых Кишей и дальше исправляемся. Второй раз проходим вообще идеально, за исключением второй бочки после первых Кишей (но это не в счет), ловим все по максимуму во вторых Кишах! СУПЕР! Вылавливаем чужой каяк, за что нам дают четыре бутылки клевой водки! Вечером баня, поздним вечером костер, гитара, песни…

7 мая - день прощания с Белой. Антистапель, дядя Витя на ПАЗике с еще большими вы*бонами. Гранитный, остановка и фотки около Горки с Пригорком, водопады реки Руфабго, красота Хаджокской теснины – все это приносит массу впечатлений. Ну а далее Армавир. Много-много турья на вокзале. Ресторан. Поезд.

9 мая – день Победы. Праздник. 04.30. Казанский вокзал. Все, конец похода. Очень жалко. Этот поход мне многое дал. Все со всеми прощаются. И я со всеми прощаюсь, только со своим капитаном не успел проститься, значит скоро должны увидится с напарником, ведь так, Юлька?...